Муниципальное образование городской округ Иловайск Донецкой Народной Республики
Официальный сайт

История

ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ ИЛОВАЙСКА

В 1865 г. группа предпринимателей обратилась к Российскому правительству с ходатайством подарить им концессию на сооружение Азовской железной дороги в Таганрог через Харьков и Донбасс, поскольку рудники, заводы и шахты, активно строились. В этот период, требовались надежные связи с центром страны и морскими портами, и поэтому правительство решило увеличить намеченную магистраль до Ростова, чтобы использовать дешевый вид транспорта для вывоза зерна из центральных губерний через морские порты за границу, а также донбасский уголь на север страны. Открытие железной дороги давало надежду предпринимателям на большие прибыли. Так вот 1 марта 1868 г. коммерческий советник С.С. Поляков, оттеснив конкурентов, получил от правительства разрешение на создание акционерного общества. На 85 г. ему выдали концессию на строительство однопутной Курско – Харьковско — Азовской железной дороги. Через 2 месяца началось строительство одновременно по всей линии, причем работали буквально от зари до зари.

Главным орудием труда были лопаты и грабли: землю пахали плугом, грузили на телеги и перевозили к местам образования насыпи. Железная дорога строилась в тяжелых условиях — голод, холод, болезни постоянно сопровождали строителей, прибывших сюда из далеких губерний России. Немало жизней было положено в строительство этой магистрали. В декабре 1868 г. начали прокладывать рельсы, а уже в июле 1869 г. от Курска до Харькова пошли первые поезда.

23 декабря 1869 г. в торжественных обстоятельствах с молебнами и оркестрами состоялось открытие движения на участках Харьков — Славянск — Таганрог. Построенная за короткий срок (20 месяцев) Курско-Харьковская — Азовская железная дорога была в то время довольно крупной. Во время ее строительства появился небольшой железнодорожный разъезд № 17, который  послужил основой для основания Иловайска. Поскольку в этих местах участок железной дороги Ханженково-Таганрог проходила по землям помещика Ивана Григорьевича Иловайского, станцию, возникшей на месте разъезда позже назвали Иловайская. Возникла она в степи, вдали от поселений, ближайшим населенным пунктом от ст. Иловайская была Троицко-Харцызская слобода, расположенная в 9 км от нее, также принадлежавшая помещикам Иловайским. Так 23 декабря 1869 года считается датой основания города. В течение 10 лет с момента основания ст. Иловайская даже не была внесена в список населенных пунктов, расположенных на железнодорожной линии Харьков — Ростов. Она представляла собой железнодорожный разъезд с будкой, вокруг которой было разбросано небольшое хаотическое и грязное поселение из нескольких бараков, землянок и жалких лачуг, где жили строительные рабочие, а с пуском железной дороги — часть обслуживающих ее железнодорожников. Более интенсивное развитие Иловайской начался с конца 80-х годов XIX в. после постройки участков Харцызск — Ханженково — Криничная — Ясиноватая, соединившие Курско — Харьковско — Азовскую железные дороги с Екатерининской, вследствие чего грузооборот станции значительно увеличился.

ВЫДАЮЩИЕСЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

В начале ХХ века, Иловайск стал узловой станцией, через которую проходило значительное количество составов с углем, хлебом, строительными материалами. В 1902 г. начали строить паровозное депо, которое было расположено по веерному принципу: локомотивы попадали внутрь с помощью поворотного круга, приводилось в действие использованием тягловой силы. Позже эта процедура была автоматизирована, но сам принцип сохранился и сейчас. Через 3 года сюда перевели из Харцызска часть подвижного состава вместе с локомотивами. В 1903 г. население уже составляла 943 жителя, треть из которых были железнодорожниками.

Социальное развитие поселения в течение первых 40 лет существования находился на очень низком уровне. Условия проживания жителей города мало чем отличались от начала основания, и хотя количество рабочих постоянно росло, жилищами для них оставались бараки-казармы или землянки и лачуги, в которых как правило жили семейные рабочие. Условия труда также были невыносимыми, так, рабочий день в мастерских депо длился 10 часов, а у сторожей, стрелочников, кочегаров, машинистов рабочий день вообще не нормировался, их чередование иногда длились целые сутки. Кроме того, изнурительные дежурство, несоблюдение требований техники безопасности приводили к частым катастрофам и авариям и массовому травматизму рабочих. Кроме того здесь не было больницы, жителям поселка приходилось обращаться за врачебной помощью в специальный санитарный поезд, который периодически курсировал между Харцызском и Таганрогом. Не было здесь и ни одного учебного заведения, дети железнодорожников были вынуждены посещать школу в. Харцызске и земской школе в Троице-Харцызской слободе, которая находилась одинаково далеко от Иловайска.

В 1907-1910 г. железнодорожный узел заметно расширился, что улучшилось на общем развитии поселка. В 1908 г. здесь завершили строительство вокзала, здание которого сохранилося и поныне. Здесь сейчас размещаются кассы пригородного движения, а также багажное отделение. Количество станционных путей увеличилась с 2 до 12, а грузооборот достиг 1,5 млн. пудов в год. Пополнился станочный парк паровозного депо. Работало на узле более 400 железнодорожников. В поселке появились также 2 небольших предприятия: паровая мельница и черепичный завод на которых работало около 30 рабочих. Несколько улучшилось и внешний вид поселка, вследствие здания нескольких одноэтажных 4-квартирных домов для административных работников, а также появления первых двух улиц. Но условия проживания основной массы рабочих остались на том же уровне. В этот период в поселке появилась магазин и несколько киосков потребительского общества железнодорожников. По требованию железнодорожников в 1907 г. была создана церковно-приходская школа, дом которой сохранился и поныне, но и она вместе с железнодорожной двухклассной школой могла охватить обучением только незначительное количество детей. В 1914 г. медицинскую помощь населению оказывали врач и два фельдшера, которые содержались на средства Екатерининской железной дороги.

Первая мировая война тяжело отразилась на социально-экономическом положении железнодорожников Иловайска: ухудшились условия труда, уменьшилась ее оплата; выросли цены на продовольствие и товары широкого потребления; участились случаи массового заболевания.

После установления Советской власти начинается восстановление поселка. Главное внимание уделялось пополнению парка паровозов и вагонов паровозного депо. За очень короткое время в Иловайске очень быстро растет численность населения. Так по переписи 1923 г. в поселке насчитывалось 3065 жителей, а уже в 1926 г. — 6160. по национальному составу украинцев и русских было поровну. Улучшилось материальное положение железнодорожников, повысилась заработная плата, а также возросла покупательная способность. Расширилась торговая сеть: работало уже 3 магазина и 4 киоска; появилась местная пекарня, полностью обеспечившая население хлебом.

В 1922 г. открылся рабочий клуб им. Октябрьской революции, в котором действовали драматические и хоровые кружки, духовой оркестр. В 1924 г. была открыта больница, где работали терапевт, хирург и два консультанта. Еще одно выдающееся событие произошло в этом же году 27 января. В этот день иловайчанами была создана основа для памятника В.И. Ленину, а в 1928 г. на народные средства была отлита бетонная скульптура (авторы остались неизвестными). Во время оккупации фашисты попытались снять памятник с постамента, но фигура не поддалась, тогда они изуродовали его кирками и лопатами. В 1947 г. на постамент был поставлен новый скульптурный портрет, который в связи со строительством вокзала конце 70-х гг. был перенесен в городской парк. В 1989 г. на перекрестке улицы Первомайской и пер. Щорса была заложена площадь им. В.И. Ленина и на ней построен новый памятник. Бронзовая фигура отлита на Зуевском электромеханическом заводе местными специалистами. Высота памятника — 4,75 м, постамента — 3,5 м, на его изготовление использовано 5 тонн скульптурной бронзы.

В течение 40-х годов. в Иловайске уже насчитывалось 8861 человек, развернулось строительство новых производственных, административных зданий и жилых домов, завершилось строительство железнодорожной больницы на 30 коек с хирургическим, терапевтическим и родильным отделением, открылась поликлиника. В указанный период здесь работало уже 3 школы: начальная, семилетняя и средняя; был построен новый Дворец культуры. В 1936 г. В Иловайске была построена детская техническая станция, первым директором которой был Синельник П.С. Здесь размещались различные кружки и секции: радиотехнический кружок, фотокружок, студия дизайна, кружок «Сувенир» и др.

Не обошла стороной Иловайск и Вторая мировая война. Город был оккупирован 23 октября 1941 г. фашистскими захватчиками. В течение 1941 — 1943 гг. 271 житель Иловайска было вывезено на принудительные работы в Германию (из низ вернулись 224). Количество жителей города уменьшилась в 2,5 раза (до оккупации 18000 — при увольнении 7219). В оккупированном городе действовали 2 концлагеря для советских военнопленных, которых использовали для строительства немецкого аэродрома, расположенного в 10 км. от Иловайская, в районе с. Металлист. Тех, кто не мог работать расстреливали. В городе сохранилось здание, где во время Второй мировой войны гестапо были уничтожены городские жители.

После установки оккупационного режима в городе начал действовать партизанский отряд, члены которого активно боролись против оккупантов. Действовала также разведывательная группа из пяти местных железнодорожников, возглавляемые П.П. Мочкариним, которые собирали разведданные о расположении немецких войск. Помогали им жители городов, которые не оставались равнодушными к судьбе своего города и всячески способствовали скорейшему освобождению Иловайска. Под Иловайском действовали также подпольно-партизанские группы отряда «За Родину», которым командовал коммунист И.П. Дунаев.

Во время Второй мировой войне отличились боевыми подвигами знаменитые жители Иловайска — летчики В.П. Комендат, Д.В. Осика, М.М. Павленко. За мужество и отвагу, проявленную в боях, все они удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

В 1943 г., В конце лета, Иловайск был освобожден силами бойцов девяносто шестой гвардейской стрелковой дивизии под командованием полковника С.С. Левина (входившей в состав войск Южного фронта, возглавляемых генерал-полковником Ф.И. Толбухиным). За освобождение города 4 сентября 1943г. эта дивизия получила наименование «Иловайская», а одна из улиц города до сих пор носит имя командира С.С. Левина. В сентябре 1943 года в боях за освобождение города Иловайска от немецко-фашистских захватчиков отдали жизни свыше 100 советских солдат и офицеров. Они были похоронены в пяти могилах (к сожалению, известны фамилии только 41 погибшего воина-освободителя).

По решению Иловайского горисполкома в 1970 году останки советских воинов были перенесены в общую братскую могилу в сквере по улице Шевченко. На ней по проекту художников Ф. Поливанного и В. Хмарского возведен памятник в виде стелы, символизирующей приспущен флаг с барельефом скорбящей матери. На поднятой площадке перед главным фрагментом мемориала установлена пятиконечная звезда, в центре которой горит Вечный огонь. Памятник был открыт 4 сентября 1970 года. Здесь захоронено 38 воинов, а также неизвестный солдат.

Благодаря неутомимому труду жителей города, Иловайск, после окончания войны, был быстро восстановлен. В 50-х  годах Иловайский железнодорожный узел не только расширялся, но и оснащался более совершенной техникой. Так в 1954 г. здесь было оборудовано электрическую централизацию, на маневровых паровозах установлены радиоаппаратуру для связи с диспетчером. В этом же году началось строительство нового вагонного депо, а в 1959 г. здесь создается местный энергоучасток.

В 60-70 гг. Иловайск быстро разрастается. Появляются новые жилые дома, увеличивается количество рабочих мест. Улучшаются социально-культурные условия жизни. В городе работают 32 магазина, 6 столовых, 3 кафе, ресторан. Состоянием здоровья иловайчан занимаются 2 больницы, амбулатория и 5 медицинских пунктов, в которых работают 40 врачей и 145 человек со средним медицинским образованием. В городе действует 5 дошкольных детских учреждений (465 детей), 4 школы: 2 средние и 2 восьмилетние (3626 детей).

В 1974 г. начинается строительство нового вокзала, который является одним из крупнейших вокзалов на территории бывшего СССР. Здесь располагались кассы дальнего следования, камеры хранения, огромные залы ожидания, комнаты отдыха, парикмахерская, ресторан, а также другие помещения. Такое большое здание обслуживало станцию, которая за сутки принимала около 100 пассажирских поездов, которые двигались по южным и северным направлениям. 

БОИ ЗА ИЛОВАЙСК. "ИЛОВАЙСКИЙ КОТЕЛ"

10 августа 2014 года, в Донбассе началось сражение за Иловайск — первая крупная битва на юго-востоке Украины, завершившаяся полной победой ополчения ДНР над подразделениями ВСУ. Трехнедельные ожесточенные бои привели к образованию на востоке Донецкой области «Иловайского котла».

19 августа Вооружённые силы Украины пошли на второй штурм, и за город развернулись кровопролитные уличные бои.

26 августа отряды ополчения перешли к окружению противника. Были заблокированы украинские формирования «Донбасс», «Шахтёрск» «Днепр-1», батальоны МВД «Херсон», «Свитязь», роты 93-й и 17-й бригады ВСУ. Образовался «Иловайский котёл».

27 августа кольцо окружения замкнулось — крышка «Иловайского котла» захлопнулась, а Иловайск полностью освободили от украинских формирований.

Иловайск стал первой крупной победой сил ополчения Донбасса. В общем, потери украинской армии под Иловайском стали одними из самых масштабных за два года боевых действий на Донбассе.

Подписание соглашения с городом-побратимом Кствово Нижегородской области 

25 июля состоялось подписание соглашения Об установлении дружественных отношений между муниципальным образованием городской округ Иловайск и Кстовским муниципальным округом Нижегородской области.

Сотрудничество между округами устанавливается на основе равноправия, взаимного доверия и взаимной заинтересованности в области экономики, культуры, образования, спорта и туризма.

Кстовский муниципальный округ является одним из крупных высокоразвитых индустриальных территорий в составе Нижегородской области.

Его площадь составляет 1 225,05 км² - это 1,6 % от всей площади Нижегородской области.

Численность населения на 01.01.2023 - 122,13 тыс. человек - это 4% от численности всего населения области.
Экономика округа, представленная предприятиями различных отраслей: обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, оптовой и розничной торговли, строительства, общественного питания, транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства и другими видами экономической деятельности.

Документы

Документы не выбраны

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie